Мэнь – Шень (от китайских «ворота» и «божество») в китайской мифологии называют духов-хранителей ворот. Жертвоприношения в честь духов ворот и дверей, которых связывали соответственно с темным и светлым началом, упоминаются в «Книге обрядов» (4-2 век до н.э). В дальнейшем в образе Мень-Шеня стали представляться древние хранители ворот в царстве духов. Как сказано в «Книге гор и морей», посредине океана расположена гора Душо, на которой большое персиковое дерево раскинуло свои ветви на 3 тысячи ли. Между этих ветвей на северо-востоке находятся ворота духов, через них проходят толпы духов. Двое святых Юй-люй и Шэнь-ту стоят у этих ворот и проверяют каждого духа. Если обнаруживают зловредного, хватают его, связывают тростниковой веревкой и бросают на съедение тигру.
В древние времена всем людям к 30-летию дарили изготовленные из дерева изображения святых Юй-люй и Шэнь-ту с веревкой в руках. Эти фигурки устанавливались по бокам ворот, а на самих воротах изображали большого тигра, охраняющего дом от нечисти и пожирающего ее. Таки образом Юй-люй и Шэнь-ту стали духами дверей дома.
В качестве Мень-Шеня в 12-14 вв. обожествлялись полководцы Ху Цзин-дэ и Цинь Шу-бао, которые согласились стать у дверей спальни императора Тай-цзуна, который страдал от нашествия призраков. После того как эти полководцы стали в карауле, ночь танского императора прошла спокойно. Император приказал нарисовать портреты этих сановников и повесить их во дворце на дверях.
Впоследствии изображения Мэнь – Шеней стали популярнейшими изображениями новогодних народных лубков. Ху Цзин-дэ и Цинь Шу-бао нарисованы на них в образе полководцев с алебардами, один из них крепился на одну створку дверей, другой – на вторую. Лубки с такими Мэнь-Шенями висели на дверях частных домов, общественных зданий и храмов.